вівторок, 14 січня 2014 р.

Алессандро Барикко "Мистер Гвин"

Я люблю музыкальную и выверенную прозу Барикко, этот его изысканный фирменный стиль. И его очередной маленький по объему, но роман "Мистер Гвин" также оказался мистически притягателен.


В завязке романа - успешный писатель Джаспер Гвин принимает решение больше никогда не писать- чувствуются отголоски тревоги от паузы в творчестве самого Барикко. Усталость от литературы, душевный кризис, творческое выгорание. Как жить дальше? Герой Барикко берет тайм-аут и с наслаждением погружается в бездействие. Но "ему не хватало самого жеста письма" и, случайно наткнувшись на художественную галерею, он принимает решение писать портреты, хотя живопись от него далека.
— Они немые, — сказал.
— Простите?
— Картины не нравятся мне потому, что они немые. Они как люди, которые шевелят губами, но голоса нет. Голос нужно додумывать. Мне не нравится делать это усилие.
Гвин намеревается писать портреты словами, ведь "каждый человек — это не персонаж, а особая история, и она заслуживает того, чтобы ее записали". Чтобы реализовать этот чудной на первый взгляд проект, Джаспер снимает необычное помещение, находит особое световое и музыкальное решение. На это уходят все его деньги.
Джасперу Гвину нравилась мысль, что все его сбережения горят синим пламенем, что он рискует деньгами ради ремесла, которого, возможно, и не существует вовсе. Он желал быть припертым к стене, ибо только в таком случае оставался шанс обнаружить искомое в себе самом.
Теперь нужно найти модель, которая согласится позировать без одежды, ведь человека, в чью душу заглядывает мастер, ничего не должно стеснять. Ни одежда, ни разговор, ни какое-либо занятие. Так легче заглянуть в самые потаенные уголки души. И первой становится совсем не модель 90-60-90, а толстушка Ребекка. Она стала его пробным мазком, его удачей, его музой, его помощником. Но при этом испытала всю гамму чувств общения с гением:  даже когда он рядом, он далеко; есть только его Я, и кому какое дело, как прошел ее день; она лишь фундамент для его книг и картин; реализация его планов на ее плечах...
Ребекка подумала, что этот человек любит ее, только не знает об этом и никогда не узнает.
Как ни сложно обнажить тело перед чужим взором, еще сложнее обнажить душу. Понять и признать, кем на самом деле является каждый из нас. История о творческом кризисе, перераставшая в грустную историю любви двух аутсайдеров, неожиданно превращается в притчу о душе и теле. И о вечном огне творения, потому что картины оказываются ... Скажу лишь, что круг замкнулся. И динамичный, почти детективный финал, уже ничего не добавляет к главному:
...он понял наконец, что оказался в положении, известном многим человеческим особям, но от этого не менее плачевном: то единственное, что заставляет их чувствовать себя живыми, медленно, но неизбежно убивает их.

Подробнее:http://www.labirint.ru/reviews/goods/367288/

Немає коментарів: