четвер, 9 травня 2013 р.

"Не отпускай меня" Кадзуо Исигуро

Я не люблю экранизации. Ни-ка-ки-е. Особенно экранизации как адаптации для масс. Слово всегда для меня более образно и многогранно. Картинку, созданную моим воображением, ряд  моих эмоций, которые вызывают слова, невозможно передать чужим видеорядом, зависящим от финансирования продюсера, купюр сценариста,  мастерства оператора, актерской игры и т.д. Это как чужое мнение о книге, но не сама книга.


Несколько лет назад дочь принесла фильм "Не отпускай меня"  и заявила: "Мам, мы должны посмотреть это вместе". Господи, если бы я знала, на что соглашаюсь! Спустя время мне в руки  роман «Не отпускай меня» британского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро, послуживший основой фильма. Потом уже я прочитала, что роман был номинирован на Букеровскую премию 2005 и Премию Артура Кларка 2006 года. Признан лучшим романом года по версии журнала «Тайм», включён в список 100 лучших англоязычных романов c 1923 по 2005 годы по версии журнала. По моему мнению все это заслужено, и роман действительно не отпускает...

Постепенно ниточки из нескольких разных клубков повествования связываются в единое полотно невероятной истории о клонах,  выращенных государством "на органы".  Не смотря ни на что: чувства, желания, фантазии, страх, боль, любовь - у героев не возникает даже мысли отказаться от того, что им уготовано. Наверно, только японец мог так написать про долг, про предназначение... Самое большое о чем они могут позволить себе мечтать - небольшая отсрочка для тех, кто действительно любит друг друга... У меня же и после фильма, и после книги было стойкое желание ... стукнуть героев чугунной сковородкой по голове. Настолько сильный протест у меня вызывает отсутствие протеста у героев.
Автор намеренно оставляет что-то "за кадром", чтобы дать простор читательскому воображению, - и это я люблю в художественных произведениях больше всего. И значительно ярче, нежели сам роман, оказывается послевкусие: уже после, когда будет закрыта последняя страница книги изначально с фантастическим сюжетом, додумываются самые разные вещи о вполне реальной нашей жизни - о взрослении человека, о системе его воспитания, о восприятии мира и своего места в нём, о том, какие ценности теряет современный человек и что приобретает взамен. Думала я об этом, пытаясь понять и  героев, и себя, до кипения мозгов. Часто ли мы сами идем против течения? Как жить, если знаешь почти точное время своего конца? Ценим ли жизнь так, как она того заслуживает?  Нелегкие вопросы, на которые у каждого свой ответ.  

Немає коментарів: